Когда?
С 9 марта 2021 года обязательная сверка проводится по инициативе организации и в иных случаях, установленных НК. Как пример - зачет или возврат излишне уплаченных и излишне взысканных налогов, сборов, взносов, пеней и штрафов.
По новым правилам обязательная ежеквартальная сверка с крупнейшими налогоплательщиками не проводится. Для них действует общий порядок.
В настоящее время необязательна сверка расчетов с бюджетом при смене ИФНС, а также при ликвидации или реорганизации компании (отменена приказом ФНС от 20.12.2018 № ММВ-7-19/822). При необходимости можно проявить инициативу и запросить сверку самостоятельно. Если в новой инспекции возникнут разногласия по расчетам вашей организации с бюджетом, вы сможете подкрепить свою позицию актом сверки из старой инспекции.
Порядок действий
Заявление на сверку подается в ИФНС, в которой организация или ИП состоят на учете (подп. 11 п. 1 ст. 32 НК). В чужой ИФНС, заявление не примут (п. 6 Временного порядка, направленного письмом ФНС от 09.03.2021 № АБ-4-19/2990).
Запрос сверки с бюджетом - в любое время (подп. 11 п. 1 ст. 32 НК). Максимальный период сверки – три календарных года, предшествующих текущему году (п. 5 Временного порядка, направленного письмом ФНС от 09.03.2021 № АБ-4-19/2990). Такой срок связан с тем, что срок для обращения в инспекцию с заявлением о зачете или возврате переплаты – тоже три года со дня уплаты налога (п. 7 ст. 78 НК). Зачет и возврат переплаты возможны только в пределах этого срока. За пределами периода сверку не проведут.
Заявление на сверку можно передать в инспекцию лично или через доверенное лицо, направить по почте или отдать в МФЦ, у которого с инспекцией подписано соответствующее соглащение. Рекомендованную форму заявления ФНС направила инспекциям (письмом от 28.10.2020 № АБ-4-19/17644). Заявление подаете лично - в двух экземплярах. На вашем экземпляре сделают отметку о получении и регистрации.
Обращаем внимание!
- Проверяйте правильность заполнения заявления.
- В новых правилах, в отличие от старых, нет положений о завершении сверки, если налогоплательщик не вернет в ИФНС подписанный акт сверки:
- раздел 1 – в течение 10 рабочих дней с даты регистрации заявления;
- раздел 2 – в течение 15 рабочих дней с даты регистрации заявления. - Чтобы получить акт сверки в электронном виде по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика, вместо заявления направляют запрос. В ответ на запрос инспекторы пришлют акт сверки для информирования, который нельзя вернуть в ИФНС и в котором нельзя указать расхождения. При разногласиях в данных придется обращаться за сверкой по общим правилам с бумажным заявлением.
- Если организация провела сверку расчетов с налоговой инспекцией и по итогам есть разногласия, то в разделе 1 акта сверки указывают свои данные. Заполняют так:
- в графе 4 указывают суммы, по которым есть расхождения;
- в поле «Согласовано» ставят отметку «С разногласиями»;
- на последней странице раздела 1 поставьте подпись и укажите дату.
Один экземпляр акта сверки оставляют себе, а второй передают в налоговую инспекцию. Срок рассмотрения разногласий – 30 календарных дней (п. 14 Временного порядка, направленного письмом ФНС от 09.03.2021 № АБ-4-19/2990).