Юридический и фактический адрес
Современные реалии ведения бизнеса таковы, что до сих пор достаточно распространенной является ситуация, когда юридическое лицо зарегистрировано по одному адресу, а фактически находится в другом районе Москвы. По этому фактическому адресу находятся например, арендные площади – офис и склады, используется кассовый аппарат. А регистрация по фактическому месту нахождения отсутствует. И нам часто задают одни и те же вопросы:
- Каковы риски, если организация не перерегистрируется в ИФНС по фактическому местопребыванию?
- Необходима ли регистрация обособленного подразделения?
Отвечаем!
По общему правилу место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (п. 2 ст. 54 ГК РФ).
Однако, организациям не запрещается иметь и другие адреса, которые могут относиться к ее филиалам (представительствам), обособленным подразделениям, торговым объектам и пр.
В настоящее время Высший арбитражный суд РФ (далее ВАС РФ) сформулировал свое мнение по вопросам судебной практики, которые связаны с достоверностью адресов юридических лиц (Постановление Пленума ВАС РФ № 61 от 30 июля 2013 г. «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица»):
- организация несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по ее адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя;
- недостоверность адреса может стать поводом для принудительной ликвидации организации в судебном порядке. Предварительно юридическому лицу должна быть предоставлена возможность представить достоверные сведения об адресе.
ВАС РФ говорит о том, что место нахождения юридического лица, отражаемое в его учредительных документах, определяется указанием наименования населенного пункта (муниципального образования). В связи с этим изменение сведений ЕГРЮЛ в части адреса юридического лица в рамках его места нахождения, указанного в учредительных документах, не требует внесения изменений в учредительные документы независимо от того, был ли в них ранее указан такой адрес, если только иное прямо не предусмотрено учредительными документами юридического лица.
Если ИФНС неоднократно направляла компании почтовую корреспонденцию по юридическому адресу, но письма возвратились в инспекцию с пометками «адресат выбыл», «по адресу не числится», «за истечением срока хранения» и т д. В такой ситуации налоговики могут посчитать, что указанный в ЕГРЮЛ адрес недействителен и сообщат об этом в банк, в котором у компании открыты счета (пункт 4 письма ФНС России от 25.06.14 № СА-4-14/12088). Опасность в том, что несообщение банку о смене адреса, в свою очередь, может стать основанием для расторжения договора банковского счета по решению суда (письмо ФНС России от 23.12.11 № АС-4-2/22130).
Помимо этого, при выявлении недостоверных адресов ФНС России рекомендует инспекциям предпринимать следующие меры:
- вносить сведения о недостоверности адреса в ЕГРЮЛ (после доработки программного обеспечения);
- направлять в адрес юридического лица, его учредителей, лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, уведомление о необходимости представления в течение месяца со дня получения уведомления достоверных сведений об адресе места нахождения организации (письмо ФНС России от 25.06.14 № СА-4-14/12088).
Есть ли риски для организации в случае, если она не перерегистрируется в ИФНС по фактическому местопребыванию? Конечно.
Каковы они? Читайте далее:
1. Штрафы:
При обнаружении факта отсутствия организации по месту ее регистрации нарушитель может быть привлечен к административной ответственности:
- по ч.3 ст. 14.25 КоАП РФ, в соответствии с которой несвоевременное представление сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (его функции выполняет ФНС), если такое представление предусмотрено законом, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5000 руб.
- по ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице может обернуться штрафом для должностных лиц в размере от 5000 до 10 000 руб.
Следует обратить внимание и на то, что к административной ответственности теперь могут быть также привлечены учредители (участники) юридических лиц (за нарушения по ст. 14.25 КоАП РФ они несут ответственность как должностные лица). Данное дополнение включено в примечание к ст. 2.4 КоАП РФ.
Важно! Согласно ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. Но при длящемся административном правонарушении (выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом) указанный срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Кроме того, осуществление деятельности в любом территориально обособленном от организации подразделении, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, приводит к образованию обособленных подразделений. В случае если налогоплательщик письменно не сообщит об этом в налоговый орган в течение одного месяца с момента их создания, может наступить ответственность:
- по п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ;
- по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ за непредставление в срок сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, в виде штрафа для должностных лиц в размере от 300 до 500 руб.
2. Внесение в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений
С 01.01.2016 г. регистрирующий орган может вносить записи о недостоверности сведений о юридическом лице самостоятельно без заявлений юридического лица и вынесения судебных актов.
Запись о недостоверности сведений о юридическом лице может быть внесена в отношении сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами "в", "д" и (или) "л" пункта 1 статьи 5 Федерального закона Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (то есть в отношении сведений об адресе, месте нахождения юридического лица, руководителе и (или) учредителе (участнике) юридического лица).
3. Ликвидация
С 01.01.2016 юридическое лицо, принявшее решение об изменении своего места нахождения, прежде чем подать документы для государственной регистрации изменения места нахождения, должно позаботиться о том, чтобы в ЕГРЮЛ появилась информация о готовящейся смене места нахождения. Для этого в течение трех рабочих дней с момента принятия решения об изменении места нахождения в ФНС по текущему месту нахождения следует подать соответствующее заявление с приложением к нему решения и документов, подтверждающих наличие права пользования, например, у юридического лица, в отношении объекта недвижимости, находящегося по адресу, относящемуся к новому месту нахождения. Только через 20 дней после появления в ЕГРЮЛ сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения, в налоговую инспекцию можно будет представить документы для указания в реестре нового места нахождения организации.
Важно! На юридических лиц возложена обязанность в течение трех рабочих дней с момента изменения сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сообщать об этом в налоговую инспекцию по месту своего нахождения (п. 5 ст. 5 Закона № 129-ФЗ). Поэтому целесообразно, как минимум, письменно проинформировать инспекцию о реальном адресе компании. Более того, логично принять меры к внесению изменений в учредительные документы.
Если реакции на уведомление не последует, то ФНС России советует инспекциям обращаться в суд с требованием ликвидировать «молчуна» (п. 5 письма ФНС России от 25.06.14 № СА-4-14/12088).
А мы советуем не дожидаться санкций, а своевременно обратиться к нашим юристам!
- Звоните нам:
+7 (495) 22-888-38 - Обратный
звонок - Оформляйте
запрос - Контроль
качества